Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр технической аттестации и обучения» (АНО ДПО «ЦТАО») УТВЕРЖДАЮ: Директор АНО ДПО «Центр технической аттестации и обучения» _____________/Л.В. Чибирева/ «01» августа 2022 г. Программа обучения «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим» Екатеринбург, 2022 Содержание 1. Пояснительная записка. Цель реализации программы ...................................................................2 2. Базовые требования к содержанию Программы ..............................................................................3 3. Учебный план ......................................................................................................................................5 4. Календарный учебный график...........................................................................................................7 5. Рабочая программа учебных модулей ..............................................................................................8 6. Организационно-педагогические условия......................................................................................10 7. Система оценки результатов освоения программы и усвоения знаний ......................................13 8. Методические материалы (список литературы) ............................................................................16 1. Пояснительная записка. Цель реализации программы. Программа проверки знания требований «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим» (далее – Программа) разработана в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 №2464. Целью обучения по Программе является приобретение слушателями необходимых знаний для их применения в практической деятельности и отработка самостоятельных действий работников, направленных на сохранение жизни каждого пострадавшего до прибытия спасательных служб. Программа разработана, принята и реализована АНО ДПО «Центр технической аттестации и обучения»; руководствуется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». В результате прохождения обучения по Программе слушатели приобретают знания, умения и навыки, позволяющие оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях, и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Образовательная организация, проводящая обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности и аккредитована Минтрудом России на оказание услуг обучения работодателей и работников вопросам охраны труда. Результаты проверки знания требований охраны труда работников после завершения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, оформляются протоколом проверки знания требований охраны труда. 2. Базовые требования к содержанию Программы Настоящая программа отвечает следующим требованиям: − отражает квалификационные требования к профессиям и должностям работников предприятий и организаций. Соответствие Программы квалификационным требованиям к профессиям и должностям определено содержанием тем, включенных в состав Программы. − не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования и ориентирована на современные образовательные технологии и средства обучения. Ориентация на современные образовательные технологии реализована в формах и методах обучения, в методах контроля и управления образовательным процессом и средствах обучения; − соответствует принятым правилам оформления программ. В Программе реализован механизм варьирования между теоретической подготовкой и решением практическим задач. Содержание Программы определено учебным планом, календарным учебным графиком и рабочими программами учебных модулей. Условия реализации программы и оценка качества освоения программы представлены в соответствующих разделах программы. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр технической аттестации и обучения» (АНО ДПО «ЦТАО») 3. Учебный план обучения по программе «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим» Срок обучения: 16 час. Категория слушателей: работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим; работники рабочих профессий; иные работники по решению работодателя. Уровень общего образования, требуемый для обучения: среднее общее. Форма: очная (с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) Всего № Наименование разделов и тем часов В том числе теория практичес кие занятия 1 Охрана труда (инструктаж). Основные понятия и терминология безопасности труда. Цели и задачи 0,25 0,25 2 Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи 0,75 0,50 0,25 3 Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения 3 1 2 4 Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах 2 1 1 5 Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях 2 1 1 8 4 4 16 7,75 8,25 Итоговая проверка знаний. Консультирование, тестирование. 6 ИТОГО 3.1 Учебно-тематический план обучения по программе «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим» Всего № Наименование разделов и тем часов В том числе теория практичес кие занятия 1 Охрана труда (инструктаж). Основные понятия и терминология безопасности труда. Цели и задачи 0,25 0,25 2 Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи 0,75 0,50 2.1 2.2 Нормативно-правовые и организационные аспекты оказания 0,25 первой помощи. Современные наборы средств и устройств, использующиеся для 0,25 оказания первой помощи (аптечка) 0,25 0,25 0,25 2.3 Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Основные правила вызова скорой медицинской помощи 0,25 - 0,25 3 Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения 3 1 2 0,75 0,25 0,75 - - 0,75 0,25 0,75 - - 0,75 0,5 0,5 - 0,5 - 0,5 3.1 3.1.1 3.2 3.2.1 3.3 3.4 4 4.1 4.2 Состояния, требующие проведения реанимационных мероприятий Оценка обстановки на месте происшествия. Оценка признаков жизни у пострадавшего. Отработка приемов и навыков Алгоритм и техника проведения сердечно-легочной реанимации 0,75 Отработка приемов искусственного дыхания и давления руками на грудину пострадавшего. Выполнение алгоритма реанимации Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимации. Мероприятия, выполняемые после прекращения реанимации. Особенности оказания первой помощи, в т. ч. реанимации у детей Порядок оказания первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Отработка приемов удаления инородного тела Тема 3. Оказание первой помощи при наружных 2 кровотечениях и травмах Цель и порядок выполнения осмотра пострадавшего. Отработка 0,25 проведения обзорного и подробного осмотра пострадавшего Признаки и способы временной остановки различных видов 0,25 наружного кровотечения. Носовое кровотечение 1 1 - 0,25 0,25 - 4.3 Травматический шок. Травмы головы. Особенности оказания 0,25 первой помощи при травмах глаза и носа. Травмы шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника. Травмы позвоночника 0,25 - 4.4 Травмы груди. Травмы живота и таза. Закрытая травма живота с 0,25 признаками внутреннего кровотечения 0,25 - Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения при ранениях головы, шеи, груди, живота и таза. Наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника Травмы конечностей. Понятие "иммобилизация" 0,5 - 0,5 0,5 0,25 0,25 4.6.1 Отработка приемов первой помощи при переломах. Синдром длительного сдавления конечности. Транспортная иммобилизация при травмах конечностей - - 0,25 5 Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях 2 1 1 0,5 0,25 0,25 - - 0,25 0,5 0,25 0,25 - - 0,25 Отравления, пути попадания ядов в организм. Оказание первой 0,25 помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу. Пищевые отравления (токсикоинфекции) Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных 0,25 положений тела. Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания. Отработка приемов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника. Отработка приемов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи 0,25 - - 0,25 5.5 Психологическая поддержка. Общие принципы общения с пострадавшими. Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи 0,5 0,25 0,25 5.5.1 Отработка приемов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях. Способы самопомощи в экстремальных ситуациях - - 0,25 4.5 4.6 5.1. Виды ожогов, их признаки 5.1.1 Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела. Применение местного охлаждения Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения 5.2. 5.2.1. 5.3. 5.4. 6 Отработка приемов наложения термоизолирующей повязки при отморожениях Итоговая проверка знаний. Консультирование, тестирование 8 4 4 ИТОГО 16 7,75 8,25 4. Календарный учебный график ТО – теоретическое обучение ПП – производственная практика ИА – итоговая аттестация, проверка знаний К - консультация В – выходные и нерабочие праздничные дни № недели День недели Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 неделя ТО К, ИА В В 5. Рабочая программа учебных модулей Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи Организация оказания первой помощи в Российской Федерации. Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи. Понятие "первая помощь". Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию. Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.). Основные компоненты, их назначение. Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших. Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение). Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями. Практические занятия Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб. Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (далее - реанимация). Техника проведения искусственного дыхания и давления руками на грудину пострадавшего при проведении реанимации. Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий. Показания к прекращению реанимации. Мероприятия, выполняемые после прекращения реанимации. Особенности реанимации у детей. Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку. Практические занятия Оценка обстановки на месте происшествия. Отработка навыков определения сознания у пострадавшего. Отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего. Отработка приемов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу" с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приемов давления руками на грудину пострадавшего. Выполнение алгоритма реанимации. Отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего. Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего. Понятия "кровотечение", "острая кровопотеря". Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного). Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока. Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи. Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа. Травмы шеи, оказание первой помощи. Временная остановка наружного кровотечения при травмах шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий). Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом. Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи. Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране. Травмы конечностей, оказание первой помощи. Понятие "иммобилизация". Способы иммобилизации при травме конечностей. Травмы позвоночника. Оказание первой помощи. Практические занятия Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего. Проведение подробного осмотра пострадавшего. Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения при ранениях головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки. Отработка приемов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей. Отработка приемов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий). Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника. Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления. Оказание первой помощи. Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Основные проявления, оказание первой помощи. Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи. Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу. Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела. Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери. Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания. Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки. Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь. Практические занятия Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела. Применение местного охлаждения. Отработка приемов наложения термоизолирующей повязки при отморожениях. Отработка приемов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере. Отработка приемов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступного места, отработка основных приемов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания). Отработка приемов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника. Отработка приемов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях. Способы самопомощи в экстремальных ситуациях. 6. Организационно-педагогические условия Организационно-педагогические условия реализации программы обеспечивают реализацию программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Информационно-методические условия реализации программы включают: • учебный план; • календарный учебный график; • рабочие программы учебных предметов; • методические материалы и разработки; • расписание занятий. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала. Лекционные занятия проводятся с целью теоретической подготовки слушателей. Цель лекции - дать систематизированные основы знаний по учебной теме, акцентировав внимание на наиболее сложных вопросах темы занятия. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, способствовать формированию их мышления. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей умений и навыков работы в ситуациях (ситуационные задания), максимально имитирующих реальные производственные процессы. Реализация программы «Оказание первой помощи пострадавшим» требует наличия учебного кабинета для теоретического и практического обучения. Оборудование учебного кабинета: • посадочные места по количеству слушателей; • рабочее место преподавателя; • ноутбук с лицензионным программным обеспечением: • магнитно-маркерная доска; • мультимедийный проектор; • экран; Материально-техническая противопожарным нормам. база соответствует действующим санитарным Перечень учебного оборудования Наименование учебного оборудования Единица измерения Количество Учебно-наглядные пособия <1> Учебная презентация «Организационно-правовые комплект аспекты оказания первой помощи» 1 Учебная презентация «Оказание первой помощи при комплект отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения» 1 Учебная презентация «Оказание первой помощи при комплект наружных кровотечениях и травмах» 1 и Учебная презентация «Оказание первой помощи при комплект прочих состояниях» 1 Программа «Оказание первой помощи пострадавшим» шт 1 Учебный план шт 1 Календарный учебный график (на каждую учебную шт группу) 1 Расписание занятий (на каждую учебную группу) шт 1 Адрес официального сайта в сети «Интернет» шт 1 Учебно-наглядные пособия для практических занятий Тренажер «Максим» шт 1 Аптечка комплект 1 Бинт (по 3 шт. по количеству слушателей) шт 3 Бандаж фиксирующий, поддерживающий для руки шт после травмы 1 Бандаж для жесткой позвоночника отдела шт 1 Жгут шт 2 Раны имитация комплект 1 Коврик мягкий шт 2 конечности шт 1 фиксации Коробка (для отработки подручными средствами) шейного фиксации Технические средства обучения Компьютер с обеспечением соответствующим программным комплект 1 Мультимедийный проектор комплект 1 Экран (электронная доска) комплект 1 <1> Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов. 7. Система оценки результатов освоения программы и усвоения знаний Форма проверки знаний Проверка знаний по программе «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим» проводится в форме тестирования. Тест состоит из 20 вопросов, ответить на которые необходимо в течение 20 минут. На прохождение теста отводится три попытки. Результаты теста контролирует преподаватель-специалист, назначенный организатором обучения. К прохождению проверки знаний допускаются слушатели, освоившие учебный план в полном объеме. Результаты тестирования рассматриваются комиссией по проверке знаний в составе 3 человек путем объективной и независимой оценки качества подготовки слушателей. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение об успешном завершении слушателем обучения. Оценочные материалы 1. Во время оказания первой помощи пострадавший внезапно побледнел, перестал реагировать на окружающее. Укажите, с чего вы начнете оказывать первую помощь: а) проверите признаки дыхания; б) откроете дыхательные пути; в) позовете помощника; г) начнете компрессию грудной клетки; д) осмотрите пострадавшего; е) сделаете 2 вдоха искусственной вентиляции легких; ж) проверите признаки сознания (потрясете пострадавшего и спросите: «Что с вами?»). 2. Для временной остановки артериального кровотечения необходимо выполнить следующие действия: а) осуществить пальцевое прижатие артерии, наложить давящую повязку на рану, при необходимости наложить кровоостанавливающий жгут; б) наложить кровоостанавливающий жгут; в) наложить давящую повязку на рану, доставить пострадавшего в медицинскую организацию; г) зажать артерию в ране, наложить кровоостанавливающий жгут. 3. Когда производится вызов скорой медицинской помощи: а) непосредственно после оказания первой помощи пострадавшим; б) сразу после определения наличия пострадавших на месте происшествия; в) после определения примерного количества и состояния пострадавших; г) сразу же по прибытии на место дорожно-транспортного происшествия. 4. Частота надавливания при проведении компрессии грудной клетки составляет: а) 60–80 в 1 минуту; б) 40–50 в 1 минуту; в) не менее 100 в 1 минуту; г) 80–90 в 1 минуту; д) 60 в 1 минуту. 5. В каких случаях наносится прекардиальный удар при оказании первой помощи: а) прекардиальный удар не наносится; б) при отсутствии у пострадавшего признаков жизни; в) при отсутствии эффекта от проводимой сердечно-легочной реанимации; г) при появлении у пострадавшего болей за грудиной. 6. Пострадавшему с травмой груди следует придать следующее положение: а) положение на спине с приподнятыми ногами; б) устойчивое боковое положение; в) полусидячее положение с наклоном в пораженную сторону; г) положение на спине с полусогнутыми и разведенными ногами; д) положение на животе. 7. Признаками артериального кровотечения являются: а) пульсирующая алая струя крови, быстро расплывающаяся лужа крови алого цвета, быстро пропитывающаяся кровью одежда пострадавшего; б) лужа крови диаметром более 1 метра вокруг пострадавшего; в) обильная струя крови темного цвета, сопровождающаяся резким ухудшением состояния пострадавшего; г) обильное истечение крови со всей поверхности раны. 8. Укажите, в каких случаях осуществляется экстренное извлечение пострадавшего из аварийного автомобиля: а) во всех случаях, когда пострадавшему требуется немедленное оказание первой помощи; б) экстренное извлечение пострадавшего производится только силами сотрудников скорой медицинской помощи или спасателями МЧС; в) наличие угрозы для жизни и здоровья пострадавшего и невозможность оказания первой помощи в автомобиле; г) в случае, если у пострадавшего отсутствуют признаки серьезных травм. 9. При определении признаков жизни у пострадавшего проверяются: а) признаки сознания; б) признаки сознания и дыхания; в) признаки сознания, дыхания и кровообращения; г) признаки сознания, дыхания и кровообращения, реакция зрачков на свет. 10. Правильная глубина вдоха искусственного дыхания при проведении сердечнолегочной реанимации контролируется по следующему признаку: а) начало подъема грудной клетки; б) начало подъема живота; в) максимальное раздувание грудной клетки; г) появление сопротивления при выполнении вдоха. 11. Первая помощь оказывается во всех нижеперечисленных случаях, кроме следующего: а) отсутствие сознания, дыхания и кровообращения; б) травмы различных областей тела и наружные кровотечения; в) инородные тела в верхних дыхательных путях; г) ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения; д) отморожение и другие эффекты воздействия низких температур; е) отравления; ж) острые инфекционные заболевания. 12. При признаках закупорки дыхательных путей умеренной степени следует выполнить следующие мероприятия первой помощи: а) постучать основанием ладони в межлопаточную область пострадавшего для извлечения инородного тела; б) предложить пострадавшему откашляться; в) выполнить 5 резких толчков в подвздошную область живота пострадавшего; г) в этом случае мероприятия первой помощи не требуются. 13. Выберите признаки внутреннего кровотечения: а) учащенный слабый пульс; б) тошнота и рвота; в) чувство жажды; г) частое дыхание; д) слабость, головокружение; е) все перечисленное; ж) ничего из перечисленного. 14. Наблюдение за пострадавшим, которому оказана первая помощь, осуществляется: а) до доставки пострадавшего в медицинскую организацию; б) до прибытия скорой медицинской помощи на место происшествия; в) до улучшения его самочувствия; г) до момента передачи его бригаде скорой медицинской помощи. 15. Целью придания пострадавшему оптимального положения его тела является: а) повышение удобства для человека, оказывающего первую помощь; б) обеспечение доступа для наложения повязок, кровоостанавливающих жгутов и т. д.; в) придание пострадавшему удобного положения, обеспечивающего ему комфорт, уменьшающего степень его страданий и не усугубляющего нарушения жизненно важных функций; г) предупреждение или снижение риска самопроизвольного перемещения тела пострадавшего. 16. Выберите основные способы остановки кровотечения при ранении головы: а) прямое давление на рану, наложение давящей повязки; б) наложение давящей повязки, пальцевое прижатие сонной артерии; в) пальцевое прижатие сонной артерии, наложение давящей повязки с использованием жгута; г) применение холода в области ранения, пальцевое прижатие сонной артерии. 17. Выберите основные признаки закупорки инородным телом верхних дыхательных путей тяжелой степени у пострадавшего: а) не может дышать или дыхание явно затруднено (шумное, хриплое), хватается за горло, не может говорить, только кивает; б) хватается за горло, кашляет, просит о помощи; в) надрывно кашляет, пытается что-то сказать, лицо багровеет; г) жалуется на наличие инородного тела в дыхательных путях, говорит, что «поперхнулся», просит постучать по спине. 18. Пострадавший внезапно потерял сознание. Дыхание присутствует. Выберите необходимое действие: а) следует уложить пострадавшего в устойчивое боковое положение (позу восстановления, стабильное боковое положение); б) для профилактики возможного вдыхания рвотных масс необходимо уложить пострадавшего на живот; в) для профилактики возможного вдыхания рвотных масс следует повернуть голову пострадавшего набок; г) для скорейшего восстановления сознания необходимо надавить пострадавшему на болевые точки (угол нижней челюсти, верхняя губа и т. д.); д) следует дать понюхать нашатырный спирт на ватке; е) необходимо придать положение на спине с приподнятыми ногами для обеспечения лучшего кровоснабжения головного мозга пострадавшего. 19. При проникающем ранении груди самое важное – это: а) попытаться остановить кровотечение давящей повязкой; б) не прикасаться к ране во избежание причинения вреда; в) наложить на рану груди повязку, не пропускающую воздух; г) своевременно обезболить пострадавшего; д) постоянно контролировать дыхание и кровообращение пострадавшего; е) придать пострадавшему устойчивое боковое положение. 20. Признаки кровопотери – это все, кроме следующего: а) резкая общая слабость, чувство жажды; б) головокружение, мелькание мушек перед глазами; в) обморок, чаще при попытке встать, бледная, влажная и холодная кожа; г) урежение частоты сердечных сокращений, снижение частоты дыхания; д) учащенный слабый пульс, частое дыхание. 8. Методические материалы (список литературы) Нормативные правовые акты, используемые при изучении программы «Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим» Федеральные законы Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ; Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1. 2. 3. 4. 5. Постановления Правительства РФ 7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"; 8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»; Нормативные правовые документы министерств и ведомств РФ 9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»; 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2020 № 1080н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)»; 12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2020 № 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам».